Запрос
Участник закупочной процедуры должен обладать всей необходимой для проведения работ разрешительной документацией на осуществление данного вида деятельности на территории РФ и оборудованием:
- действующей Лицензией Управления Федеральной Службы Безопасности «На осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», выданная мастерским, осуществляющим установку тахографа в транспортное средство, активацию блока СКЗИ тахографа, калибровку, ремонт тахографа, согласно п. 12, 20, 21 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств являющегося приложением к Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012г. № 313, с указанием мест осуществления лицензируемого вида деятельности на территории Приморского края;
Чем обоснованы эти требования, если наличие Уведомления ФБУ «Росавтотранс» и Лицензии ФСБ позволяет вести деятельность на всей территории РФ? Прикладываем разъяснения регуляторов.
Просьба исключить данные требования из закупочной документации.
Мы считаем данное требование незаконным и ограничивающим конкуренцию по следующим
причинам:
1. В соответсвии с. п. 1 ч. 10 ст 3. Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона. В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, устанавливает, что при осуществлении закупок Заказчику следует руководствоваться, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
2. В соответствии с письмом ФБУ «Росавтотранс» «О лицензировании деятельности» исх. № 03-09/1534 от 30.05.2014 года (Приложение 1), а также разъяснением на официальном сайте «Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России», расположенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу
http://clsz.fsb.ru/docs/prilozhenie_N_4.htm следует, что:
1) Предоставляемые ФСБ России лицензии действительны и позволяют выполнять работы (заключать договора на их проведение) НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ Российской Федерации.
2) Отдельные работы (оказываемые услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности (определенные пунктами Перечня 12,20,21) могут осуществляться ПО МЕСТУ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОНИ ВЫПОЛНЯЮТСЯ.
Из письма Федеральной Службы Безопасности «О направлении разъяснений» № 8/ЛЗ/2/2-2908 от 09.10.2013 года (Приложение 2) следует, что к пунктам 12 и 20 относится УСТАНОВКА, КАЛИБРОВКА И РЕМОНТ ТАХОГРАФА, а также замена и активация блока НКМ (СКЗИ) тахографа. К пункту 21 относится передача карт СКЗИ водителя (предприятия), а также блоков НКМ конечному пользователю.
Исходя из вышеперечисленного, ООО «ИСК», как лицензиат ФСБ России и являющаяся авторизованной мастерской по РФ не имеет ограничений на проведение указанных видов работ на всей территории Российской Федерации.
То есть любая организация, имеющая Уведомление ФБУ «Росавтотранс» и Лицензию ФСБ (по 313-ПП) вне зависимости от территориального признака может производить поставку, установку, калибровку и ремонт тахографов ПО МЕСТУ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОНИ ВЫПОЛНЯЮТСЯ.
Также ООО «ИСК» обращает внимание, что даже от Заказчика не требуется предоставление места для проведения вышеуказанных работ. Ровный участок дороги (для обеспечения возможности калибровки транспортного средства) Исполнитель может найти (арендовать) самостоятельно по месту нахождения Заказчика, что не потребует от Заказчика НИКАКИХ дополнительных расходов.
Также в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте «ЦЕНТР ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ, СЕРТИФИКАЦИИ И ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ ФСБ РОССИИ», а именно «Информация по вопросам лицензирования деятельности, связанной с тахографами и их использованием (Приложение № 4)» (адрес в сети «интернет» - http://clsz.fsb.ru/docs/prilozhenie_N_4.htm) указано: «Предоставляемые ФСБ России лицензии действительны и позволяют выполнять работы на всей территории Российской Федерации. При этом все объекты, предназначенные для осуществления лицензируемой деятельности или используемые при ее осуществлении и соответствующие требованиям п. 8. ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» должны быть внесены в раздел лицензии «Место осуществления лицензируемого вида деятельности» и соответствовать этой записи. Вместе с тем отдельные работы (оказываемые услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности (определенные пунктами Перечня 12,20,21) могут осуществляться по месту расположения объектов, в отношении которых они выполняются.»
Установка, монтаж и калибровка оборудования (тахографов) может производиться, как по адресу мастерской, так и по месту дислокации Транспортных Средств Заказчика. Мы обращаем ваше внимание, что некоторые заказчики, ограничивая конкуренцию по территориальному признаку, ссылаются на п.3 приказа №59 Минтранса РФ от 13 марта 2012 г. «"Об утверждении Требований к сервисным центрам (мастерским), осуществляющим деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах", в котором сказано, что:«Работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, осуществляются по всем типам контрольных устройств, допущенных к применению на территории Российской Федерации, по адресу выполнения работ, указанному в свидетельстве о допуске сервисного центра (мастерской) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, выданном сервисному центру (мастерской).»
Это утверждение является неверным по следующим причинам:
1. Данный приказ регулирует допуск и работу мастерской на установку, обслуживание, проверку и ремонт контрольных устройств в рамках Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (далее - ЕСТР), подписанного в г. Женеве 1 июля 1970 г. и был разработан во исполнение пункта
5.2.53.49.3. Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395. Пункт 5.2.53.49. вышеуказанного положения наделяет полномочиями Министерство транспорта Российской Федерации на разработку нормативных правовых актов, устанавливающие в рамках реализации Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, а подпункт 5.2.53.49.3 наделяет полномочиями Министерство транспорта Российской Федерации на установку требований к мастерским, осуществляющим деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (тахографов) в рамках ЕСТР.
2. Тахографы, устанавливаемые в рамках Европейского соглашения, принципиально отличаются от тахографов, устанавливаемых на территории Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 13 февраля 2013 г. N 36 г., который как раз и регулирует тахографическую деятельность в Российской Федерации и не содержит каких либо ограничений на проведение вышеуказанных работ!
Для справки - технические различия:
1) Тахографы по ЕСТР – европейский стандарт тахографии. С юридической точки зрения он опирается на требования международного стандарта качества ISO. Международное соглашение на использование технологии ЕСТР было подписано представителями большинства европейских стран.
2) Тахографы с блоком СКЗИ – отечественная разработка для внутреннего рынка. Вывоз такого тахографа за пределы РФ (даже в страны Таможенного союза) запрещен. Блок СКЗИ представляет собой накопительное устройство с функцией криптозащиты информации от внесения изменений. Хранится она в течение всего периода эксплуатации устройства.
3. Указанное в приказе Минтранса №59 от 13.03.2012 г. свидетельство о допуске мастерской выдается Министерством Транспорта только для работ с тахографами в рамках соглашения ЕСТР.
Для возможности осуществления деятельности мастерской с тахографами с блоком СКЗИ выдаётся
Уведомление от ФБУ «Росавтотранс» по 36 приказу Минтранса от 13.02.2013 г. В соответствии с техническим заданием Заказчику требуется оказание услуг по замене блоков СКЗИ цифровых тахографов и ремонту тахографов. То есть положения 59 приказа Минтранса от 13 марта 2012 г. к данным видам работ и мастерской не применимыми!
На основании изложенного, а также учитывая позицию регуляторов в области тахографического контроля на территории России (ФСБ России и ФБУ «Росавтотранс») , мы считаем установление в закупочной документации ограничения по территориальному признаку — необоснованным ограничением конкуренции, а отклонение заявки — отсутствием равноправия, справедливости, проявлением дискриминации и необоснованным ограничением конкуренции, что является прямым нарушением п.2. ч.1 ст. 3 закона №223-ФЗ.
Просим Вас внести изменения в закупочную документацию.